Стирка спецодежды на предприятии: требования Роспотребнадзора

В обязанности работодателя предприятия входит не только обеспечение своих сотрудников рабочей одеждой, но организация мероприятий, связанных с ее очисткой и стиркой. Данная обязанность прописана в Трудовом кодексе Российской федерации в ст. 221, Ф3-52 от З0/0З/99, а также в других подзаконных актах: расходы на стирку и химическую обработку рабочей одежды возлагаются не на работников, а на работодателя.

Имея полномочия в сфере защиты прав потребителя, Роспотребнадзор может в любой момент проконтролировать исполнение графика ведения стирки одежды рабочих.

Общие сведения

Чаще всего руководители организаций, занимаясь стиркой спецодежды, обращаются к приказу 290 н, с утвержденными в нем межотраслевыми правилами использования СИЗ. Раздел №3 данных правил посвящен очистке спецодежды сотрудников. Для предприятий с особыми условиями труда существуют отраслевые документы подобного типа.

Правила стирки защитной одежды работников подробно описаны в СанПиНах – документах, где излагаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Так, к примеру, приказом No141 были введены СанПиНы, касающиеся сельскохозяйственной сферы, строительства, связи и сферы промышленного производства. В 9 разделе документа указаны правила ухода за рабочей одеждой. В тех случаях, когда работники предприятия в той или иной мере контактируют с радиоактивными веществами, очистка их спецкомплектов должна проводиться в строгом соответствии с утвержденным СанПиНом 2.2.8.46-0З – обязательная дезактивация одежды.

Стирка средств индивидуальной защиты проводится с учетом характеристики материала, из которого они изготовлены, а также специфики отрасли. Межотраслевыми правилами OT No З6, установленными Минтрудом 17/06/0З г., утвержден примерный график стирки рабочих комплектов:

Также в обязанности работников входит оповещение работодателя о необходимости ремонта или очистки своих спецовок. В случае сильного загрязнения спецодежда должна быть сдана в стирку или заменена чистым комплектом независимо от утвержденного графика. Сведения о смене робы отмечаются в специальной документации.

Способы очистки СИЗ

Организация стирки спецодежды проводится двумя способами:

  1. Обустройством прачечной на территории предприятия.
  2. Обращением в стороннюю специализированную компанию.

Обустройство прачечной на предприятии – процесс весьма затратный и трудоемкий. Организовывая специальное место, работодатель должен учитывать постановления Минтруда и положения, изложенные в СанПиН (2.1.2.2646-10). Такие законодательно уполномоченные органы, как Роспотребнадзор имеют право контролировать соблюдение установленного графика стирки СИЗ.

Для организации прачечной нужно выделить, и соответствующе оборудовать помещение, назначить штатных работников. Обустройство данных помещений подробно изложено в ПОТ P M 01З-2000. Так, к примеру, согласно установленным межотраслевым правилам, хранить отработанные и чистые комплекты одежды необходимо изолированно друг от друга, а для работников прачечной нужно оборудовать бытовки.

Работа в прачечной может быть организована в посменном режиме.

Порядок сдачи и выдачи спецкомплектов после стирки устанавливается внутренними документами предприятия. Сотрудники организации могут самостоятельно сдавать СИЗ, также может быть назначено ответственное лицо, собирающее комплекты спецодежды по цехам, бригадам и так далее.

Услуги сторонней прачечной

Чтобы качественно очистить спецодежду, необходима специальная техника, правильно подобранные моющие средства и обученный персонал. Закупать стиральное оборудование, гладильные прессы, порошки, отбеливатели, пятновыводители, и обучить персонал может себе позволить далеко не каждая компания. Поэтому большинство руководителей организаций обращается за помощью к сторонним фирмам, с которыми заключается договор стирки спецкомплектов.

После заключения договора все обязанности по сбору, стирке, а также доставке чистой спецодежды берет на себя исполнитель услуг. Сотрудники производства не занимаются доставкой индивидуальных средств защиты в стороннюю компанию, а лишь сдают их согласно установленным правилам. К преимуществам сдачи спецодежды в стирку можно отнести:

График работ

В действующем законодательстве нет четко установленных указаний, относительно периодичности смены и стирки спецовок. Однако это не означает, что стирка не должна проводиться по мере загрязнения спецодежды. Для урегулирования вопроса периодичности очистки СИЗ в организации составляется график стирки, а представители Роспотребнадзора осуществляют контроль его выполнения. Документ содержит следующие графы:

Учет сдачи спецовок в стирку, а также их возврата из прачечной, ведется на специальной ведомости, которую подписывает лицо, несущее материальную ответственность за СИЗ. Проводя проверки, Роспотребнадзор имеет право требовать предъявления документов, подтверждающих выполнение организацией установленных законодательных норм относительно стирки одежды рабочих. При этом организация не должна получать специальное разрешение последнего на свою деятельность, связанную со стиркой СИЗ.

Стоит учесть, что отказ работника сдавать в стирку спецодежду не может быть основанием для отказа работодателя от своих прямых обязанностей, а в частности, от своевременного предоставления сотрудникам чистой одежды.

Краткие итоги

На что обращать внимание, выбирая прачечную

В ходе эксплуатации спецодежда подвергается значительным внешним воздействиям, она сильно пачкается, причем источники загрязнения могут образовывать самые сложные пятна. Поэтому к стирке таких текстильных изделий нельзя подходить по-дилетантски, обязательно нужны высокие профессиональные навыки и умения.

При выборе компании, которая предоставляет данный вид услуг, стоит обращать внимание на оснащенность, качество используемых моющих средств и опыт персонала.

Химчистка «Хлорка» занимается стиркой спецодежды не один год, предоставляя качественные услуги многим клиентам Санкт-Петербурга и области. Работа по договору с нами проходит в такой последовательности:

Наши преимущества:

Наше специальное предложение – бесплатная пробная стирка.

Вверх